Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 3 июля 1936 г. № 1182 утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Эта дата определена точкой отсчёта в истории отечественной Госавтоинспекции.
Сотрудники Госавтоинспекции обладали широчайшими полномочиями: беспрепятственным доступом на все объекты народного хозяйства, а также правом требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов. Кроме того, они принимали деятельное участие в обсуждении с представителями молодого советского автопрома технических характеристик новых автомобилей.
Первыми руководителями Госавтоинспекции стали В.Я. Рубинштейн, И.Е. Жуков, Н.В. Соколов.
В течение первых недель Великой Отечественной войны Госавтоинспекция перестроила свою служебную деятельность на военный лад. В Красную Армию, войска НКВД и партизанские отряды ушли многие сотрудники. Их место в подразделениях занимали женщины. Например, ГАИ Фрунзенского и Советского районов Москвы в годы войны возглавила Е.Д. Сагирашвили.
В послевоенные годы Госавтоинспекция активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом был не только оперативно восстановлен довоенный профессиональный уровень её сотрудников, но и заложены передовые для своего времени правовые основы автотранспортной безопасности советского общества.
В настоящее время Госавтоинспекция находится на новом этапе своего развития. В России на протяжении почти 20 последних лет сформирован и реализуется комплексный подход к обеспечению безопасности дорожного движения, поэтапному снижению смертности в ДТП, принимаются последовательные меры для повышения защищенности участников дорожного движения от их последствий. Совершенствуется нормативно-правовая база, дополнительно регламентируется деятельность собственников дорог, развивается система фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Сотрудники Госавтоинспекции осуществляют целевые выезды в новые субъекты Российской Федерации с первых дней их воссоединения со страной. Оказывается практическая помощь коллегам из новых регионов, нормативно-правовая база приводится в соответствие с российскими стандартами, особое внимание уделяется комплектованию подразделений. При этом повседневная работа сотрудников Госавтоинспекции и мероприятия по оптимизации процесса предоставления населению государственных услуг продолжаются там непрерывно.
Госавтоинспекция сегодня – это мобильная, технически оснащенная служба полиции, способная успешно решать поставленные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. В ее рядах насчитывается более 79,6 тыс. человек, свыше 54,7 тыс. из которых – в дорожно-патрульной службе.
Сотрудники Госавтоинспекции выполняют свои служебные обязанности в непростых условиях. Зимой и летом, без выходных и праздников они обеспечивают безопасность граждан на дорогах страны. Работа в Госавтоинспекции требует не только твёрдых профессиональных знаний, умений и навыков, но также выдержки, мужества и отваги.