Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 3 июля 1936 года № 1182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Эта дата стала отправной точкой в истории отечественной Госавтоинспекции.
Строительство местных отделов ГАИ началось в 1938 году. Спустя год был издан Приказ НКВД СССР № 400 «С объявлением Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности», который обозначил усиление внимания к пропаганде безопасности дорожного движения. Тогда же были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».
Во время Великой Отечественной войны Госавтоинспекция перестроила свою служебную деятельность на военный лад. Четверть личного состава оказалась мобилизованной на строительство военных и других оборонных сооружений. C ноября 1941 по март 1943 года в Ленинградской области действовала «Дорога Жизни», прославившая Государственную автомобильную инспекцию и входящий в ее состав отдел регулирования уличного движения (ОРУД). Профессионализм и мужество сотрудников милиции ни на один день не позволили остановиться движению по «зимнику» эвакуационных автопоездов из Ленинграда, а также следованию встречного транспорта с продовольствием и боеприпасами в блокадный город на Неве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1942 г. за этот подвиг сотрудники ГАИ награждены орденами и медалями.
В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом оперативно восстановился не только довоенный уровень профессионализма, но и были заложены передовые для своего времени правовые основы автотранспортной безопасности советского общества.
В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР появился отдел безопасности движения. В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах.
В 1976 году была создана Орловская специальная средняя школа милиции МВД СССР, ориентированная на выпуск сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ. Именно Орловскому юридическому институту МВД России приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 мая 2013 года № 310 присвоено почетное наименование «имени В.В. Лукьянова».
В настоящее время в России сформирован комплексный подход к обеспечению безопасности дорожного движения и поэтапному снижению смертности в ДТП. Совершенствуется нормативно-правовая база, усиливается ответственность за наиболее опасные правонарушения, дополнительно регламентируется деятельность собственников дорог, внедряются новые требования к обустройству пешеходных переходов, развивается система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
В рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» Госавтоинспекция уверенно решает поставленные руководством государства задачи по совершенствованию профилактической, организационной и управленческой деятельности, работе с населением, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, формированию правового сознания участников дорожного движения.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения сегодня – это мобильная, технически оснащенная служба полиции, способная успешно решать поставленные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. В настоящее время в рядах российской Госавтоинспекции числятся почти 82 тысячи человек, свыше 56 тысяч из которых – в дорожно-патрульной службе.
Сотрудники подразделений ГИБДД выполняют свои служебные обязанности в непростых условиях. Их работа требует не только твердых профессиональных знаний, умений и навыков, но также выдержки, мужества и отваги.